Поселок возник в 1937 году, здесь были организованы нартенные красные чумы.
В годы Великой Отечественной войны устьавамцы сражались на фронтах, были отличными воинами – артиллеристами, стрелками, снайперами. Сельчане – труженики тыла всеми силами помогали фронту: собирали деньги, теплые вещи, сдавали рыбу, пушнину.
Имена героев усть-авамцев, их беспримерное мужество навсегда сохранятся в благодарной памяти потомков:
- Чунанчар Комсюмяку Чутавич (пропал без вести в феврале 1943 г. под Сталинградом);
- Костеркин Лоптюмяку Дюходович (погиб в бою 25 апреля 1945 г. в Калининградской области);
- Столыпин Иосиф Константинович (похоронен в пос. Усть-Авам в 1978 г.);
- Костеркин Леонид Дмитриевич (погиб в бою 28 апреля 1945 г.);
- Турдагин Иура Ярович (пропал без вести);
- Турдагина Лодалю Сомнареевна (ветеран труда);
- Анциферов Куприян Андреевич (ветеран труда, похоронен в пос. Усть-Авам в 1978 г.).
Точные сведения о том, сколько было призвано на войну жителей поселка, пока не удалось установить.
В 1946 г. решением окрсовета за обеспечение полного сбора средств третьего займа «Восстановление и развитие народного хозяйства СССР среди крестьян» денежную премию (250 рублей) получили А. Н. Левицкий, И. Н. Сахатин.
В 1948 году 28 усть-авамцев Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1945 г. были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В 1951 г. на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ) были направлены передовики-колхозники: Н. К. Елогир, выполнивший план пушных заготовок на 277 % и награждённый орденом Трудового Красного Знамени, Г. П. Сахатин, выполнивший план пушных заготовок на 131 %.
В 1954 г. на ВСХВ был направлен С. С. Сахатин, в 1955 г. – Ф. С. Порбин, передовик колхоза, бригадироленевод.
Славен Таймыр отважными людьми, проявлявшими особое мужество и героизм, способными в критический момент прийти на помощь. В 1958 г. трое жителей пос. Усть-Авам: заведующий Красным чумом Л. Б. Порбин, медик А. А. Ширяева и радистка К. М. Почекутова были награждены медалью «За отвагу на пожаре» за спасение жизней 46 учащихся школы-интерната, которых они эвакуировали во время ночного пожара.
29 марта 1958 г. окружная газета «Советский Таймыр» писала: «В ночь на 23 февраля 1958 года в фактории Усть-Авам Авамского района возник пожар в здании школы-интерната. Огонь в коридоре отрезал выход из здания, где оставались дети. Прибывшие на пожар зав. Красным чумом Ломоби Босович Порбин, культмедик Александра Александровна Ширяева, радистка Клавдия Михайловна Почекутова и учительница Галина Степановна Мельникова, невзирая на опасность, приняли активное участие в спасении детей. Товарищи Порбин и Ширяева проникли через окно в горящее здание и в задымленном, с высокой температурой помещении отыскивали детей, передавая их через окно тт. Почекутовой и Мельниковой. Пламенем было охвачено все здание, но только тогда, когда 46 детей были спасены, Порбин и Ширяева покинули здание» («Дудинка», 2004, №10-12 (октябрь-декабрь), С. 24).
В 1967 г. решением исполкома краевого Совета депутатов трудящихся Авамо-Нганасанский сельский Совет был переименован в Усть-Авамский сельский Совет, а колхоз имени Калинина влился в совхоз «Волочанский». Управляющим отделения совхоза был Афанасий Максимович Чуприн, который пользовался большим авторитетом у односельчан, за что неоднократно избирался депутатом Дудинского городского совета народных депутатов.
В 1971 г. на базе Усть-Авамского отделения совхоза «Волочанский» был образован госпромхоз «Таймырский» в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 22 июня 1971 года № 339, с центром в пос. Усть-Авам. В госпромхозе «Таймырский», созданном для промышленного освоения биоресурсов Таймыра, полученное в результате отстрела диких северных оленей сырье – мясо, шкуры, рога – перерабатывалось полностью.
Долганский журналист и писатель Николай Анисимович Попов в своей книге «По пяти рекам Авама» (Дудинка, 2011, С. 28-29) так описывает поселок Усть-Авам того времени: «Вместо небольшого поселочка, состоящего всего из нескольких деревянных домиков, окруженных шестовыми чумами и долганскими балками, на высоком крутом берегу реки вырастал вполне современный поселок. Прежде всего, в глаза бросалась новая большая школа со спортивным залом, интернатом и детским садиком, новый клуб, кирпичная пекарня, строящаяся кирпичная больница, просторный магазин и, как по линеечке строй жилых 14 кирпичных домов на две, три, четыре семьи каждый. А на самом краю поселка – электростанция и пушномеховая мастерская и баня. Магазин поразил нас изобилием товаров…». В то время здесь также изготовлялась чеканка из норильской меди, выделывалась прекрасная замша. В Усть-Аваме действовала мастерская, в которой работали местные мастерицы и закройщицы, расшивавшие бисером и мехом заготовки к обуви и сувенирам, изготовлявшие шапки и воротники: Е. Н. Совалова, Т. М. Турутина, З. М. Попова, М. М. Елогирь, А. К. Сахатина, С. Д. Костеркина, М. Д. Порбина, Ф. Г. Костеркина, Р. Д. Турдагина, Г. К. Анциферова и др.
В 1970 году жители поселка Усть-Авам за свой ударный труд были награждены высокими государственными наградами: С. Х. Чуприн – орденом Трудовой славы 3-ей степени, Н. Е. Силкин – медалью «За трудовое отличие», Б. К. Елогирь – медалью «За трудовое отличие», В. И. Ерёмин – медалью «За трудовую доблесть». Медалью «Ветеран труда» награждены: К. П. Щукин, Л. Я. Щукина, Н. М. Сахатин, С. И. Суворов, Л. Б. Порбин, Л. С. Турдагина, Г. Д. и К. Ф. Туглаковы, Х. Б. Порбин.
В 2002 г. матери-героине Л. Я. Щукиной, работавшей председателем женсовета пос. Усть-Авам, депутатом сельского Совета, внештатным корреспондентом газеты «Таймыр», было присвоено звание «Почетный гражданин города Дудинки».
В 2012 г. уроженке пос. Усть-Авам С. Н. Жовницкой, заведующей издательским отделом Таймырского муниципального казенного учреждения «Информационный методический центр», специалисту по нганасанскому языку, присвоено звание «Почетный гражданин города Дудинки».
В поселке бережно сохранялись и ныне сохраняются традиции национальной культуры. Так, в 1990 г. с 14 февраля по 28 марта в пятнадцати городах Франции продемонстрировали свое искусство представительницы нганасан: Нина Демнимеевна Логвинова и Евдокия Демнимеевна Порбина из Усть-Авама (см. подробнее: «Таймыр» (юбилейный выпуск), 2012, июнь (№ 73), С. 6).
Женщины поселка Усть-Авам теперь на дому занимаются выделкой оленьих шкур и шитьем национальной одежды, обуви, ковриков (кумаланов) и поделок из шкур оленя.
Чем еще интересна для нас история поселка Усть-Авам? Наверное, тем, что именно в Усть-Аваме проживал род нганасанских шаманов Нгамтусо (Костеркиных), представители которого: Дюхаде, Демниме, Тубяку, Нобобтиэ, – слыли сильными шаманами. В 1990-е годы Дюлсымяку Демнимеевич Костеркин (1940-1997), сын знаменитого шамана Демниме, унаследовавший от отца знание шаманского церемониала, организовал фольклорноэтнографическую группу «Нгамтусо», с которой успешно выступал на фестивалях в городе Дудинке (1990-1991; 1996), в городе Норильске (1993), во Франции (1994), снялся в документальных фильмах: «Ветры млечного пути», «Шаман», «Нганасаны».
И сегодня интерес к потомкам древнего шаманского 16 нганасанского рода, проживающим в поселке УстьАвам не пропал. Фильмы современных документалистов «Экскурсия в страну отцов» (2004, режиссер Павел Пономарев), «Внук шамана» (2004, режиссер Сергей Серегин) показали, как велик интерес к нашему региону, самобытной культуре, к теме шаманизма.
Моя земля — моя судьба: посёлок Усть-Авам